О храме

Храм

Тельма — один из первых фабричных поселков Восточной Сибири. В1731 году по указанию Витуса Беринга на берегу р. Ангары при впадении в нее речки Большая Тельминка построили казенный «железоделательный» завод, продукция которого предназначалась для оснастки судов его экспедиции. Вскоре здесь вместо металлургического наладили суконное и, несколько позже, стекольное производства, а также открыли свечной, мыловаренный, кожевенный, поташные заводы. Тельминский завод стал одним из лучших российских предприятий, изготавливающих художественное стекло.

Каменную церковь в поселке начали строить 9 июня 1814 года по инициативе директора фабрики И.И.Соколовского. Необычное для здешних мест, архитектурное решение церкви, свидетельствующее о высоком профессионализме, и ее облик, более соответствующий столичному городу, породили ряд легенд об авторе проекта. Так по преданию, записанному в церковных описях, церковь построили итальянские мастера. В других источниках сообщается, что возведена она по проекту какого-то ссыльного, приписанного к фабрике, и упоминаются имена мастера И. И. Шорина, и художника-архитектора Мухина. Встречается также предположение об участии в проектировании иркутского архитектора Я.И.Кругликова, якобы составившего проект под влиянием творчества выдающегося русского архитектора М.Ф.Казакова. Ни одно из этих предположений на сегодняшний день не подтверждено.File0290

Для украшения церкви из Москвы выписали золотые вещи, образа и резную отделку иконостаса. В верхнем ярусе колокольни ссыльный мастер Климов установил музыкальные часы, которые могли исполнять 12 музыкальных пьес. Снаружи церкви у парапета были сделаны две алебастровые фигуры ангелов с трубами, еще два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. Каждый час механизм приводил фигуры в движение, поднимались трубы, и исполнялась определенная мелодия, Всего четыре года и 31918 рублей 31/2 копеек потребовалось на сооружение великолепного и монументального каменного храма.

20 августа 1816 года церковь осветили во имя Казанской иконы Божией Матери. На необычайно красивую Тельминскую Казанскую церковь сразу же обратили внимание проезжающие путешественники, писатели и ученые. Так в 1817 году иркутский писатель И.Т.Калашников писал: «К югу от директорского дома недавно выстроена отличная каменная церковь. Нельзя удивляться простоте и важности, которая представляется во внутренности церкви.

File0301Здесь нет ни испещренных альфреско стен, ни бесчисленных икон, которые, несмотря на должное к ним благоговение, уничтожают красивое целое; здесь во всем видно единственный, один господствующий белый цвет и все украшение состоит только в нескольких пилястрах, поддерживающих карниз, даже самый иконостас очень прост и не рассеивает внимания». А. Мартос в своей книге «Письма о Восточной Сибири», изданной в Москве в 1827 году, отметил Казанскую церковь: «Храм сей, поставлен на месте прекрасном… Колокольня издали делает пленительный вид». Видный историк П. А. Словцев в 1826 г. предсказывал: «Сей храм по достоинству наружного чертежа и по приличию внутреннего украшения, как и последнее устройство фабрики, надолго останутся в Сибири единственными».

Церковь по традиции поставили на самое высокое место, на холме, у подножия которого разлилось искусственное озеро. Выразительный, устремленный вверх, силуэт постройки отражается в его водах, создавая сказочную иллюзию зазеркалья. Компактная объемно-пространственная композиция, состоит из ряда соподчиненных цилиндрических объемов, объединенных открытой галереей, которая является своеобразным переходом от окружающего пространства к замкнутому интерьеру церкви. Главный объем храма в виде двухъярусной ротонды завершается полусферой, увенчанной круглым барабаном с изящной маленькой главкой, и дополняется четырьмя небольшими башенками. Над храмом, четырьмя башенками и апсидой — миниатюрные шаровидные главки на постаментах с восьмиконечными позолоченными крестами. С западной стороны к ядру вплотную примыкает устремленная вверх четырехъярусная колокольня, которая повторяет общий строй сооружения, но имеет в плане необычную эллипсоидную форму.

Тельминская Казанская церковь является выдающимся произведением зрелого классицизма и выделяется из круга провинциальных построек столичным уровнем архитектуры. Она представляет собой уникальный для Восточной Сибири пример церкви-ротонды, а также отличается выразительным, тонко проработанным самобытным декоративным оформлением фасадов и нестандартным интерьером светского характера. Это одна из немногих церквей, сохранившаяся почти в первозданном виде.

DSCN0107Фасадное убранство характерно для зрелого классицизма, когда лаконичный, но тонко и скрупулезно прорисованный декор производит огромное впечатление. Гладкие стены украшены терракотовым орнаментом в виде гирлянд, кронштейнов, круглых медальонов с мальтийскими крестами. Особую утонченность фасадам придают ордерные формы — изящные парные ионические колонны в обрамлении галереи и пилястры с капителями, декорированными римскими листьями аканта. Оформление интерьера удивительно точно соответствует наружным формам и декоративному убранству фасадов. Здесь нет пестрых красок и дробных форм. Высокий двухсветный храм перекрыт сомкнутым сводом. Простенки украшены лишь широкими лопатками с накладным ниспадающим ленточным орнаментом, идентичным терракотовому орнаменту фасадов. С западной стороны выступает балкон хор, ограждение которых покрывает уникальная роспись, одновременная самому храму, с сюжетами светской живописи.

Первоначально церковь была летней, в зимнее время службы в ней не проводились, но в 1843 году в подвале ее поставили две кирпичные печи и провели калориферное отопление (в советское время заменено водяным). В-1884 — 1885 гг. на средства жены владельца фабрики Е. Г. Белоголовой церковь обнесли оградой с двумя воротами, каменными тумбами и ажурными железными решетками. Возможно тогда же переделали иконостас. В годы советской власти с 1936 года богослужения приостановились, и возобновились 26 мая 1945 года.

Уникальна история храма послереволюционного периода.

Из храма были изъяты все церковные ценности, сняты с икон дорогостоящие ризы. Богоненавистнически был уничтожен музыкальный механизм часов и алебастровые фигурки ангелов с трубами. Циферблат самих часов был снят, и судьба его неизвестна поныне. Колокола были уничтожены. Для того чтобы сбросить самый большой (весом 75 пудов) богоборцам пришлось прорубать стену колокольни. В памяти многих прихожан того времени запечатлелись события божественного возмездия. У разорителей церкви рождались слабые, больные и нежизнеспособные дети со сросшимися конечностями. Да и сами разорители, все до единого, сгинули в короткое время. А непосредственный губитель колоколов, работая на спиртовом заводе, угодил в картофеледавильную машину.DSC_9758

После закрытия храма, по распоряжению председателя поссовета в церковь были отправлены трое рабочих: Александр Петровский, некто Андрей и Феодор, которым было дано задание подготовить храм под зернохранилище, а так же вынести все оставшиеся иконы, церковную утварь на площадку перед храмом и сжечь. Будучи людьми богобоязненными, рабочие вынесли лишь часть киотов, аналои, мебель, сломанные рамы, и зажгли. Иконы же занесли в алтарь, сложили лик к лику, забили алтарь досками, и храм был засыпан зерном. Таким образом, был сохранен и сам храм и уцелевшие в нем иконы. Буквально через несколько дней из Иркутска пришла машина с взрывчаткой для уничтожения храма, но храм был засыпан зерном до самого купола и взрывотехникам пришлось возвращаться «не солоно хлебавши».

Один из первых храмов, который вновь начал совершать богослужения в годы сталинской оттепели, был Казанский храм пос. Тельма. Еще в апреле 1945 г. в храм был назначен настоятелем протоиерей Михаил Семенович Мещеряков (1898-1977), об этом удивительном человеке, который прослужил в храме порядка 30 лет, написана целая книга «Сохранившие веру», и его сподвижник игумен Евгений (Красноперов), “Батюшка Большой” и “Батюшка Маленький”. Так звали в народе этих замечательных пастырейFile0293

Всеми силами эти священнослужители восстанавливали храм, возрождали церковную жизнь, выискивали богослужебные книги, иконы, аналои, осуществляли ремонт фасада и внутренних стен храма. Служители переписывались со ссыльными монахинями, и те, возвращаясь из заключения, жили и подвизались при церкви. Тогда для насельниц, монахинь: Сергии, Ксени, Виктории, Анны, Александры, и других, были построены небольшие домики вокруг храма, большой домик занимал диакон Иоанн с матушкой Татьяной. Так протекала церковная жизнь прихода в 50-70 гг. прошлого столетия.Архиепископ Вениамин Иркутский и Читинский на богослужении в тельминском храме

Но власти всячески пытались воспрепятствовать возрождению храма и церковной жизни. Во время богослужения приходили уполномоченные, переписывали прихожан поименно для дальнейших идеологических давлений. Но были и явные провокационные выпады со стороны властей. Во время богослужения, бывало, забегал участковый, доставал с кобуры наган и палил в купол церкви. Да и в другое время, уже с трехлинейки (род винтовки) расстреливали окна, кресты и маковки куполов. Следы этого вандализма «залечиваются» и по сей день.В 1990 г., на первом колоколитейном заводе в г. Каменск-Уральском были отлиты новые колокола и установлены на звоннице. Тогда же и перекрыли кровельным железом основной и алтарный купола, притвор, колокольню, главки башенок, южный и северный балконы. Но храм требует постоянного ухода: от крестов, маковки, стен, до отмостки и ограды. При малейшей остановке этих, следующих друг за другом, работ, храм начинает разрушаться. Что и случилось в конце прошлого тысячелетия. Таким храм был в 2004 г.

File0295

Фасад храма был полностью запущен. Штукатурный слой местами вываливался вместе с кирпичной кладкой, и в зияющих дырах летом гнездовались стрижи. Некогда белые стены храма потемнели от грязи, копоти и разрастающейся стенной плесени. Ураганом сорванное железо с крыши колокольни не ремонтировалось, отчего по стенам текла вода, усугубляя и без того плачевное состояние храма. Северный и южный балконы протекли, и потолки над ними провисли. Своды полностью сгнили. Лепной декор по фасаду осыпался и едва различался лишь с южной стороны.File0298

Удручающее состояние было и внутри храма. Котел отопления разбит, печь порушена, а старенький электороболер едва поддерживал плюсовую температуру в помещении церкви. Электричества не хватало. Лишь к 2006 г. стараниями благодетеля Николая Николаевича Кимаева была установлена электроподстанция, старый болер заменен на современное отопительное оборудование. Под полом и в стенах провели новые медные трубы отопления, а в храме установили итальянские алюминиевые радиаторы. Печь и котел восстановили.

Rotation of DSC_9749

Многих усилий стоило приложить к тому, чтобы буквально из руин возродить фасад храма. Штукатурка, поражённая грибковой плесенью, была полностью очищена, доложена отсутствующая кирпичная кладка.

P1020575

DSC06427

Тогда и заложили электрический кабель для прожекторов освещения храма в ночное время. Снаружи храм был полностью оштукатурен и окрашен в первозданный цвет. Крыши балконов перекрыли, а сгнившую балку северного балкона пришлось поменять, но чтобы найти лиственничное бревно в два человеческих обхвата, что является большой редкостью на сегодняшний день, пришлось объехать четыре леспромхоза. Домики вокруг храма снесли, восстановили старинные захоронения, облагородили цветниками и положили брусчатку. Стараниями  Алексея Геннадиевича Киселёва была изготовлена и установлена новая бетонная лестница, ведущая от пруда к западным воротам храма. Установили на ней металлические перила с элементами декоративного орнамента. Центральное крыльцо храма переделали, с южной стороны добавили пандус, и обложили термообработанным гранитом, а перила изготовили по предыдущим эскизам. Лепной гипсовый декор был полностью восстановлен иркутским мастеровым умельцем Владимиром Емельяновым, он же с местным резчиком-краснодеревщиком Иваном Зуевым и Игорем Плотниковым приступили к восстановлению старинного церковного иконостаса. Уникальные резные детали, воссоздаваемые этими чудо-мастерами, на протяжении уже шести лет покрываются сусальным золотом и устанавливаются в иконостасе. Но работы по резьбе предстоит сделать ещё очень и очень много. DSC02815-3   Для ремонта внутри храма предстояло организовать богослужения в другом храме. Для этого на месте келии игумена Евгения возникла домовая церковь, освященная 24.05.2010 г в День Сошествия Святаго Духа митрополитом (тогда еще архиепископом) Вадимом в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума». А рядом – небольшая Воскресная школа. Из воспоминаний прихожан преклонного возраста сохранились рассказы о существовании настенной росписи храма.  Для обследования и восстановления росписи из города Иванова были приглашены профессиональные реставраторы и художники: член союза художников России Захаров Анатолий Васильевич, член союза художников России Антохин Александр Николаевич, член союза художников России Жестарев Андрей Игоревич, член союза художников России Обмащин Михаил Федорович, член союза дизайнеров России Соловьев Владимир Борисович, художник Давыдычев  Артемий  Валерьевич, художник Гусев Сергей Вадимович, художник Захаров Андрей Анатольевич. P1030229 P1010803

По их заключениям и был воссоздан внутренний интерьер храма. Реставрационные работы внутри храма продолжались 1год и 5месяцев. За это время в храме заменили деревянный пол, к тому моменту изрядно прогнивший, на бетонный, который утеплили сорокасантиметровым слоем керамзита. Изначально церковь строили лишь для летних богослужений, отчего деревянный пол совершенно не был утеплен. Предусмотрели утепление и верхней плиты пола, заложив современный греющий кабель, а сверху постелили мозаичный пол итальянского мрамора трех цветов. В Чехии по эскизам старинного хрустального паникадила были заказаны более мощные и изящные люстры на заводе «Элит-Богемия», а так же хрустальные светильники-бра, которые установлены ныне в центральной части храма, в трапезной, в алтаре, на хорах и в притворе.

После ремонта и реставрации храм был освящен 4.11.2011. на престольный праздник в честь иконы Казанской Божией Матери. Освящение совершил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. Знаменательно, что в этот день в храме была совершена хиротония в архимандриты будущего епископа Братского и Усть-Ильимского Максимилиана. Отныне храм открыт ежедневно.

4-34 5-44

Богослужения в нем совершаются регулярно, согласно расписанию, а реставрационные и восстановительные работы продолжаются. Строится так же большое здание духовно-просветительского центра по адресу: п.Тельма, ул.Крупская, 9-а; где разместятся: Воскресная школа, актовый зал, различные мастерские для ребятишек, библиотека, спортивные секции, бассейн, трапезная, и многое другое.

P1010929 4

Как известно, после революции церковь была отделена от государства. Может быть, поэтому из казенных денег на все вышеперечисленные реставрационные работы не было выделено ни копейки. А все, что было сделано, — совершено на скромные пожертвования людей, глубоко неравнодушных к судьбе красивейшего храма – памятника архитектуры и культурного насле дия России. Пожалуй, можно сказать с полной уверенностью, что Казанский храм в п.Тельма по красоте, превосходству архитектурного решения, уникальности историко-этнографической хронологии значительно выделяется из всех храмов Сибири и Дальнего Востока.

Мы надеемся найти отклик, а так же поддержку и в Ваших сердцах.

Дорогие соотечественники! Христолюбцы! Обращаясь к Вам, призываем не оставаться равнодушными  в деле сохранения и реставрации нашей Матери-Церкви. На каждом богослужении мы молимся о благоукрасителях, благоустроителях и жертводателях. Да поможет нам Господь возродить величие, красоту и благолепие каждого храма во славу Его имени и на радость будущим поколениям.